Не пропусти
Главная » Обзор зарубежных СМИ » Разгадка отношений России и неба

Разгадка отношений России и неба

После нескольких лет затишья некоторые всем известные страны вновь начинают проявлять агрессию на суше, на море и в воздухе. В последние пару месяцев неоднократно происходили столкновения на море, к которым имеют отношение Китай и Иран. Наблюдается ли подобная активность со стороны России? Этого почти не происходит. Многие интересуются, почему стычки между американскими и российскими военными, в основном, проходят лишь в воздухе (как между самолётами, так и в случаях, когда самолёты России кружат над кораблями США). Ответ на этот вопрос, как и многие события, лежит в прошлом. Но два ключевых относящихся к России элемента определить несложно: это география и паранойя. Многие люди не осознают того факта, что сражения в «открытом океане» в военной истории появились относительно недавно. В большинстве случаев флот был вынужден придерживаться определённых маршрутов, так как глубина, ветер и течения ограничивали перемещение кораблей. К тому же, обнаружить противника в открытом океане было нелегко. По этой причине многочисленные морские сражения проходили в «бутылочных горлышках» проливов. Действительно, Америка обязана своей независимостью одной из таких битв – это сражение флота Франции и Королевским флотом Великобритании, в результате которого англичане лишились возможности эвакуировать армию Чарльза Корнуоллиса из Йорктауна в 1781 году, что, по сути, положило конец Американской войне за независимость. Примечательно, что сражение началось в устье Чесапикского залива, где французский флот ждал англичан. Выходило так, что подобные тесные проливы, ведущие в океан, превращались в «бутылочное горлышко» для обеих сторон. Это обстоятельство сводит Россию с ума на протяжении как минимум четырёх веков. Со времён Петра Великого Российская империя стремилась к экспансии часто с целью не только увеличить своё богатство, но и решить долгое время существующую задачу по поиску беспрепятственного выхода к морю. В те времена с доступом к открытому океану у России были серьёзные проблемы. Российский порт в Финском заливе Балтийского моря был построен при Петре Великом. Скромно названный в честь императора город Санкт-Петербург позволял России осваивать близлежащие воды, и только. Для выхода в океан и, как следствие, для получения доступа к остальной части земного шара, необходимо было миновать датчан или норвежцев, или оба этих народа одновременно. Одно лишь это осуществить было нереально задолго до появления НАТО.

Поэтому ограниченная на севере географией Финского залива и льдами Заполярья Россия отправилась на юг. Расширяясь, Россия столкнулась со сходной ситуацией. Царица Екатерина II Великая присоединила Украину, а с ней и Крымский полуостров к увеличившейся России. С созданием российской базы военного флота Севастополя у страны появился глубоководный порт, открывший доступ к Чёрному морю. Однако Россия вот уже на протяжении нескольких веков заблокирована, так как передвижение по проливу Босфор ограничено, одно из последних ограничений – Конвенция Монтрё о статусе проливов. Но даже если флоту России удастся пройти через пролив Босфор, он получит доступ только к Средиземному морю, а не к открытому океану. (У России есть доступ к Тихому океану, но расстояние от него до центра страны так велико, что практически все операции носят экспедиционный характер с покиданием базы.) Это первая половина причин, по которым Россия по-настоящему докучает Америке только в воздухе. Чтобы разобраться со второй половиной, следует лишь вспомнить, что Россия действительно, по-настоящему, глубоко одержима паранойей. Для россиян она связана с защитой Родины, которая (по их мнению) осуществляется на суше. Все поступки и разработки России делаются в соответствии с этой единственной наиважнейшей одержимостью. Поэтому Российский (а ранее – советский) флот был создан и сейчас создаётся не с расчётом на проецирование силы, а с целью сокрушить любого, кто способен влиять на происходящее на суше, и, соответственно, представляет для России сухопутную угрозу. По этой причине у России столь большой (и местами впечатляющий с технической точки зрения) список достижений, связанных с постройкой подводных лодок, но не авианосцев. Также именно поэтому Россия создаёт противокорабельные ракеты большой дальности, а не разрабатывает нечто, хотя бы отдалённо напоминающее приспособленную для использования в условиях океана систему снабжения или ремонта. От настоящего морского боя Россия отказалась ещё век назад. Россия знала, что никогда не сможет силой проложить себе путь, берущий начало из двух по-настоящему важных морских баз на поверхности, поэтому оставила все попытки. Вместо этого Россия сконцентрировалась на разработке вооружения, которое удержит Америку (и другие страны НАТО и их союзников по всему миру) от появления в Европе, и дальнейшего (сухопутного, конечно) вторжения на Родину. Что для этого нужно? Подводные лодки и бомбардировщики дальнего действия, которые также могут оснащаться противокорабельным вооружением дальнего действия. Для запугивания противника на поверхности в ситуациях, близких к настоящей войне, ни одно из этих двух средств не подходит. (Некогда мощные противолодочные и противокорабельные средства всегда создавались с расчётом на локальный или региональный контроль, и, прежде всего, они обеспечивали свободный выход подлодок из базы. Лишь небольшое количество крупных боевых судов было построено, да и те, вопреки мечтам советских адмиралов, служили средством отвлечения в работе масштабной системы.) По указанным выше причинам Америке без надобности беспокоиться (за исключением полноценной войны) по поводу Российского флота, именно поэтому стычки между США и Россией происходят преимущественно в воздухе. А вот с Китаем дело обстоит иначе. Роберт Бэйтман, сотрудник Международной программы безопасности аналитического центра New America

Источник: inosmi.info

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан