Не пропусти
Главная » Культура » Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Юная вышивальщица. Автор: F.Zimm.
Обращаясь к истории живописи разных эпох, можно с уверенностью сказать, что мастеров кисти во все времена привлекали образы женщин, занятых каким либо рукоделием. Не исключением являлись вышивка и шитье. Подтверждением тому служит огромное множество сохранившихся картин старых и современных живописцев с изображением вышивальщиц и швей.

Немного из истории искусства вышивки
Мало кто знает, что такое рукоделие как вышивка своими корнями уходит глубоко в первобытный век. Хотя и древняя вышивка мало чем напоминала чудесные работы рукодельниц, созданные намного позже.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Женщина за изготовлением костяной иглы.

Первобытные «мастерицы» в своей работе прибегали к разнообразным подручным средствам, что косвенно напоминало современные иголки, нити и ткани. Точенный камень и острые кости служили иглой, жилы, волосы и шерсть — нитями, кожа животных — тканью. Эти изделия мало были привлекательны, но других материалов в природе не существовало, а человек еще не умел производить необходимые для шитья материалы самостоятельно.

Примечательно, что первые стежки выполненные крестом, появилась еще в первобытный век, когда женщины сшивали куски кожи между собой, используя их в качестве одежд. Этот наиболее популярный вид стежков позже стал называться «крестом». Особую популярность эти стежки приобрели намного веков позже — с приходом христианской веры.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Девушка за вышиванием. Автор: Everdingen, Cesar Boetius

Прошли годы и люди научились прясть нити, ткать ткани, из металла делать иглы и это рукоделие начало приобретать ту форму, которую мы привыкли видеть. Свидетельства о первой вышивке по ткани были найдены в Китае. Они датируется 4-5 веком до нашей эры. Первой основой под вышивку была ткань из шерсти, а позже шелк. Гладью же в Китае уже начали вышивать в 1-2 веке до нашей эры. К тому же всем известно, что в Китае, начали производить первые шелковые ткани.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Вышивальщица.

Вслед за Китаем в Древней Индии был выращен первый лен и соткана ткань, имеющая подходящую структуру под вышивку. Эта ткань начала использоваться повсеместно для шитья одежд.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Древнеегипетский папирус.

В Древнем Египте по узорам и пышности вышивки определяли социальное положение человека. Самая богатая, разноцветная вышивка наносилась на одежду только царственных особ — фараонов. А у низших слоев общества она была намного скромнее или вообще отсутствовала.

Вышивка бисером появилась примерно тогда, когда изготовили первый бисер. А он впервые был изготовлен египтянами около III тысяч лет до нашей эры. Правда, древнеегипетский бисер мало чем напоминал современный. Бусины имели форму капли и в длину достигали от 1,5 до 3,5 см.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Золотошвейка. Автор: Юрий Сергеев.

Согласно историческим летописям первая вышивка золотыми нитками появилась в Риме и Греции. Это были неимоверно роскошные орнаменты, часто они украшали шелковые ткани.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Золотошвейка. Автор: Василий Тропинин.

Вышивка Ришелье появилась в Европе в 17 столетии и была названа в честь своего «первооткрывателя» — кардинала Ришелье. А ленты в вышивке впервые были применены во Франции во второй половине 18 века. К слову, ими очень любил вышивать Людовик XV.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Мадам Помпадур за вышиванием. Автор: Francois-Hubert Drouais.

Мастерство вышивки столетиями передавалось из поколения в поколение. Женщины, вышивая, придавали своим вышивкам магическое значение, придумывали узоры, состоящие с определенных знаков. У каждого народа создавались свои традиции, связанные с вышивкой, которые складывались веками. Каждый вышитый знак на полотне имел свое значение и символ. Вышивки имели свойство оберегов от нечистой силы или для привлечения удачи.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Леди Шалот. Автор: John William Waterhouse.

И на Руси со времен язычества славянские народы начали закладывать символический смысл в вышиваемые орнаменты. Линии, кресты, ромбы, которыми украшалась одежда, имели по мнению людей, огромное магическое значение. Вышитые талисманы и обереги бережно хранились и передавались от родителей к детям. А вышивали наши пра-пра-прабабушки практически все: повседневную и праздничную одежду, постельное белье, занавески покрывала, полотенца. На них изображали яркие мотивы, символизирующие достаток в доме и здоровье.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Вышивальщица. Автор: С.Н. Виноградов.

Так, вышитое за один световой день рукодельницей полотенце считалось мощнейшим оберегом, способным излечивать даже от смертельных болезней. Но эту работу одновременно могли выполнять несколько вышивальщиц. И что бы успеть, начинали вышивать на рассвете, а к закату солнца полотенце должно было быть уже готовым.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Крестьянская девушка за вышиванием. Автор: А. Г. Венецианов.

Много веков в России материалы, используемые в вышивке, были весьма дорогими. И вплоть до конца 18 века вышивание было доступно лишь женщинам из богатых семей, а также монахиням. А с начала 19 века этим рукоделием начали заниматься и простые крестьянки, используя при этом более дешевые и простые материалы. Каждая девушка с юных лет, сидя долгими вечерами за пяльцами, мечтала о том, что выйдет замуж в собственноручно вышитых одеждах, имея приданое из вышитых одеял, подушек, полотенец, рубахах.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Портрет Е.П.Нестеровой за вышиванием. Автор: Нестеров М. В.

Вышивальщицам посвящали не только художники свои произведения, а и поэты. Так, уместно вспомнить чудесные поэтические строки поэтессы Надежды Крыловой:

От мала да велика,
От бедных,до великих,
С иглою были вы в ладу,
Сидя за вышивкой в саду.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Вышивальщица. (1878). Автор: М. Зичи.

В гостиной,на пороге,
Присев уютно у окна,
Трудились часто до темна,
Поджав уютно ноги.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Сидящая леди со своим рукоделием. Автор: М. Мункачи.

Стелились ровно швы,
Стежки ложились кряду,
И представляли вы,
Как это подойдет к наряду.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Молодая девушка вышивает. (1890-1894). Автор: Чарльз Фредерик Ульрих.

И укололи вы перста,
Но боли не узнали,
Секреты божьей красоты
Вы с вышивкою открывали…

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Вышивальщица. (1904). Автор: Л.Альма-Тадема.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Портрет сестер Уолдгрейв. (1780). Автор: Reynolds, Sir Joshua.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
За рукоделием. Автор: Ю.Я. Леман.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Анна Доротея Фостер и Шарлотта Анна Дик. Автор: Г. Стюарт.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Рукоделие. Автор: И.Е.Калентьева.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Леди, вышивающие в цехе. 1892. Автор: Heinrich Strehblow.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Вышивальщица. Автор: Веласкес Диего де Сильва.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Урок вышивания. Автор: Hugues Merle.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Портрет мадам Крозат. (1741). Автор: Jacques-Andre-Joseph.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Маленькие вышивальщицы. Автор: А.Анкер.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Маленькая швачка. Автор: Robert Papp.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Юные швачки. Автор: Heinrich Hirt .

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Рукодельницы. Автор: Wenzel Ulrik Tornoe.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Вышивающая женщина. (1750). Автор: Ф. Мерсьер.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Портниха. Автор: Адольф-Вильям Бугро.

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Маленькая рукодельница. Автор: Natasha Milashevich

Искусство шитья и вышивки развивалось тысячелетиями, а за последнее столетие переросло в любимое увлечение миллионов женщин по всему миру. Однако на сегодняшний день вышивка утратила свое сакральное значение. Ею уже не украшают одежды, не создают обереги. Да и мало кто обращается к давним орнаментам в своей работе. В основном создают свои или же вышивают по заранее начерченным схемам.

И в заключение хотелось бы отметить, что машинная вышивка впервые появившаяся во Франции в 1821 году, после изобретения специальной машинки, никак не может заменить ручную вышивку, которая несет в себе огромную энергетику и тепло рук мастерицы.

Еще одним из древнейших видов рукоделия было вязание, которое изначально вплоть до 17 столетия было прерогативой мужчин, а потом перекочевало в руки женщин.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан