Не пропусти
Главная » Экономика » Вышел из берегов: почему цена на бензин растет быстрее инфляции

Вышел из берегов: почему цена на бензин растет быстрее инфляции

Уверения правительства в том, что рост цен на автомобильное топливо не превысит инфляцию, уже не оправдались. Кроме того, водители все чаще жалуются на продажи на АЗС некачественного топлива. «ЭВ» решил разобраться, что происходит на российском топливном рынке.


фото: Наталия Губернаторова

Не выше инфляции?

В начале этого года, когда на заправках произошел первый скачок цен, чиновники ФАС успокаивали, что рост цен на топливо не превысит официальной инфляции (запланирована на уровне 4% в год). Сейчас, когда текущий год «достиг» экватора, можно говорить, что обещание не сдержали.

Как сообщил Росстат, розничные цены на бензин в среднем по России в мае выросли на 0,7% по отношению к апрелю, до 37,62 руб. за литр. С начала года топливо подорожало на 3,4%. Так, стоимость бензина марки АИ-92 достигла 36,49 руб. за литр (рост на 0,8% к апрелю и на 3,5% с начала года), АИ-95 в конце мая стоил 39,65 руб. за литр (рост на 0,7% и 3,3% соответственно). Дизель повысился в цене чуть меньше — на 0,4% к апрелю и на 2,9% за пять месяцев.

В июне, по оценке Thomson Reuters Kortes, цены на бензин продолжили расти. К 23 июня стоимость АИ-95 в среднем по России выросла до 39,84 руб. за литр, что на 0,55% выше, чем в конце мая.

Однако рассчитывать на то, что в летний сезон отпусков и тем более осенью цены на АЗС устремятся вниз, пока не приходится. При этом производители топлива стараются удерживать розничные цены на низком уровне. По словам аналитика «Финам» Алексея Калачева: «Рынок высококонкурентный, продажи ограничены реальным спросом, а покупательская способность потребителей, мягко говоря, не растет. В этой ситуации продавцы не рискуют задирать цены, не желая, чтобы потребители уходили к конкурентам».

Падающая доходность

Уже не первый год увеличивается разрыв между оптовыми и розничными ценами на бензин и дизель. Это, несомненно, плюс для конечного потребителя, но создает массу проблем для производителей и продавцов топлива, особенно для независимых АЗС. К тому же такое положение дел долго сохраняться не может. «Рост оптовых цен обгоняет подорожание бензина в рознице, которое сдерживается государством, учитывая социальную значимость топлива на АЗС. И в конечном итоге от роста цен страдают не конечные потребители, а производители и продавцы. Рано или поздно темпы роста розничных цен догонят оптовые. По данным Росстата, инфляция в России с начала этого года составила 1,8%. Оптовые цены на 92‑й бензин выросли на 8%, на 95‑й — на 6,4% за этот же период времени», — пояснил аналитик eToro Михаил Мащенко.

Сдерживание темпов роста розничных цен — лишь кажущийся плюс. Экономические законы пока никто не отменял. Заправки, чтобы нормально работать, должны получать прибыль от продажи топлива, но именно с этим сейчас у АЗС возникают проблемы. «Маржа по рознице действительно значительно упала. К примеру, в декабре и январе некоторые заправки продавали бензин дешевле, чем покупали его в мелком опте. Крупные компании выигрывают за счет сопутствующего бизнеса. У мелких такого преимущества нет. На текущий момент розничная маржа дизеля составляет порядка 1%. И такая политика оправданна, потому что розничная цена бензина находится под пристальным вниманием. В свете резкого скачка инфляции и падения реальных располагаемых доходов населения удорожание топлива только еще больше ударит по карману населения. И вызовет ненужные социальные волнения», — пояснила старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева.

«В ситуации опережающего роста оптовых цен больше страдают независимые АЗС, стремительно теряющие рентабельность и вынужденные как-то выкручиваться. Вертикально интегрированные нефтяные компании могут более эффективно перераспределять издержки между добычей, переработкой и сетями АЗС», — отметил Алексей Калачев. Именно по этой причине растет количество жалоб на владельцев небольших частных сетей, которые «бодяжат» топливо и незаконно используют известные бренды.

Выгодный экспорт

Естественно, возникает вопрос: как на топливном рынке может возникнуть подобный перекос? Ответ банален и прост. С одной стороны, в этом виновата мировая экономика и падение цен на нефть, а с другой — экономическая политика нашего государства в области налогообложения нефтегазовой отрасли. Причем в этом случае уже встает вопрос о рентабельности не АЗС, а нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). По данным АК Vygon Consulting, в 2014 году маржа НПЗ в России при цене нефти $97,6 была 6,3%, в 2015 году она упала до 1,8%, а в 2017‑м сократилась до нулевого уровня при цене на нефть около $50 за баррель.

Увеличенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), повышение акцизов и снижение таможенных пошлин делают для российских нефтедобывающих компаний экспорт нефти более выгодным, нежели переработку и продажу на внутреннем рынке. А если учесть, что большая часть НПЗ и АЗС в нашей стране принадлежит крупным нефтедобывающим компаниям, то при нынешних ценах на «черное золото» внешний рынок выглядит для них более привлекательным. И это притом что налоговый маневр еще не завершен.

«Экспортные пошлины защищают внутренний рынок и стимулируют производство топлива. По мере завершения налогового маневра экспортные пошлины должны обнулиться, и тогда гнать на экспорт нефть, да и топливо тоже, станет выгоднее. Поэтому правительству придется предпринимать какие-то дополнительные меры, стимулирующие внутреннюю переработку», — уверен Алексей Калачев.

Михаил Мащенко: «Желание правительства покрыть убытки от нефтедобычи повышенной ставкой НДПИ и повышением акцизов в нефтеперерабатывающей отрасли привело к тому, что сейчас гораздо рентабельнее экспортировать нефть, нежели развивать производство у нас. Не стоит думать, что эта проблема проявила себя только сейчас. Еще в 2014 году на экспорт шло около 50% всех нефтепродуктов. Ведь экспортеры за счет различного рода субсидий отбивают практически все возможные экспортные пошлины, связанные с вывозом сырья, тогда как нефтеперерабатывающая отрасль не имеет стимулов для модернизации производства и привлечения инвестиций».

Прогноз на август

Положение дел в нефтеперерабатывающей области и розничной продаже топлива пока еще, к счастью, далеко от катастрофического. Но предпосылки для топливного кризиса уже есть. «Пока на внутреннем рынке не ощущается дефицита топлива, потребности в нем удовлетворяются полностью. Мы ведь не видим закрытых заправок или очередей за бензином. Да и цены пока растут не так сильно. Когда мы видим цифры на табло АЗС, то кажется, что бензин стремительно дорожает. Если же проанализировать статистические данные за более длительный период, то бензин в среднем по РФ подорожал с начала года на 4,3% по состоянию на 13.06.2017, а  за год, с 14.06.2016, — на 6,5%. Дизельное топливо за это же время поднялось в цене на 2,8% и на 7,6% соответственно», — подсчитал Калачев.

Однако, по мнению большинства экспертов, цены на автозаправках продолжат расти. Несмотря ни на какие усилия правительства по их сдерживанию. Слухи, просачивающиеся в СМИ, о продаже или консервации НПЗ и АЗС, принадлежащих крупным российским нефтедобывающим компаниям, рождаются не на пустом месте. Причем эти же компании активно скупают нефтеперерабатывающие заводы и заправки в Европе и Азии.

Алена Афанасьева: «В большинстве стран нефтяным компаниям выгодно заниматься лишь оптовыми продажами. Большая часть крупных компаний в Европе и США вообще не имеют собственных АЗС. К примеру, в Европе, где очень жесткое антимонопольное законодательство, к управлению розничной сетью привлекают партнеров — дилеров, ретейлеров. Это решает проблему низкой рентабельности и сохраняет стабильный канал сбыта, так как терять покупателей и останавливать заводы никто не хочет».

У нас пока заводы тоже не останавливаются и заправки не закрываются, но неприятные тенденции налицо. По мнению руководителей крупнейших нефтяных компаний, для стабилизации внутреннего рынка требуется более гибкий акциз, налоговые вычеты для НПЗ и переход на налог на дополнительный доход (НДД).

Однако эти предложения сегодня даже не рассматриваются правительством. Поэтому розничные цены на бензин и дизель будут расти. Медленно, но уверенно.

Сергей Тихонов

Заголовок в газете: Бензиновые реки вышли из берегов

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27433 от 4 июля 2017
Источник: mk.ru/

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан