Не пропусти
Главная » Культура » За кадром «Большой перемены»: Почему режиссеру предъявляли претензии школьные учителя и Михаил Кононов

За кадром «Большой перемены»: Почему режиссеру предъявляли претензии школьные учителя и Михаил Кононов


Кадры из фильма *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: kino-teatr.ru и aif.ru
С момента съемок фильма Алексея Коренева «Большая перемена» прошло уже 45 лет, но он до сих пор не теряет популярности и заслуженно считается классикой советского кинематографа. Сегодня сложно представить себе в главных ролях других актеров, а ведь практически всех персонажей изначально должны были играть не те, кого зрители увидели на экранах. А сам процесс съемок проходил с большими сложностями.


Михаил Кононов в фильме *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: aif.ru

Евгений Леонов в фильме *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: kino-teatr.ru
Литературной основой сюжета стала повесть Георгия Садовникова «Иду к людям», опубликованная еще в 1960-х гг. Историю об учителе истории в школе рабочей молодежи автор взял из собственной жизни, хотя далеко не все моменты были автобиографичными: «Книга не про меня! Я не поступал в аспирантуру и не сох по Полине. А взял лишь некоторые сюжеты из жизни. У меня в классе был ученик, смахивающий на Ганжу. Был прототип Нелли Леднёвой. Крупная девушка, работавшая на стройке бетонщицей, влюбилась в меня и всё время норовила проводить вечером до дома: «Вам одному будет страшно…».


Евгений Леонов в фильме *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: kino-teatr.ru
Спустя 10 лет эту повесть решили экранизировать на «Мосфильме». Правда, сценарий существенно отличался от литературной основы. Автор книги был очень удивлен, когда узнал, что по его произведению собираются снимать комедию, к тому же многие персонажи были изменены, а некоторые – вымышлены. В книге Ганжа был эпизодическим персонажем, появляющимся лишь один раз, не существовало любовного треугольника Полина – Нестор – Федоскин, не было героев Савелия Крамарова и Ирина Азер. Но, несмотря на опасения писателя, результат получился блестящим.


Валерий Носик в фильме *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: kino-teatr.ru
Прежде чем приступить к съемкам, режиссеру Алексею Кореневу пришлось преодолеть множество препятствий. Картина была на грани закрытия еще до начала производства. В начале 1972 г. в газете опубликовали заметку о съемках комедии под названием «Приключения школьного учителя». Тут же в министерство стали поступать звонки и письма от возмущенных сотрудников сферы образования: мол, эта профессия настолько серьезна и тяжела, а тут – комедия! Педагогика и приключения – вещи несовместимые! Это же просто издевательство над учителями и школой! Поэтому название фильма пришлось изменить. Так родилась «Большая перемена».


Михаил Кононов в фильме *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: kino-teatr.ru
В роли учителя истории Нестора Петровича изначально должен был сниматься Андрей Мягков, однако актер поставил условие: он будет участвовать только в том случае, если на роль учительницы русского языка и литературы Светланы Афанасьевны утвердят его жену, актрису Анастасию Вознесенскую. Режиссер отказал ей в этой роли, и Мягков ушел из картины. Тогда роль Нестора Петровича предложили Михаилу Кононову. Он не горел желанием сниматься в комедии о школьной жизни и не верил в успех этого фильма. Долгое время актер не соглашался, но в конце концов поддался на уговоры. Однако на этом проблемы не закончились.


Кадр из фильма *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: aif.ru
С самого начала съемок у Михаила Кононова не заладились отношения с режиссером. Он отказывался выполнять его требования и однажды даже со скандалом покинул съемочную площадку. Чтобы продолжить работу, актеру пришлось объявить выговор. Дочь режиссера Елена Коренева рассказывала: «Миша вёл себя на площадке, как актёр, который категорически не доверяет режиссёру. Сидел в сторонке, демонстративно читал журнал и всем своим видом подчёркивал, что он случайно попал в фильм».


Наталья Богунова и Александр Збруев в фильме *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: kino-teatr.ru
Противился указаниям режиссера и Александр Збруев: он наотрез отказался надевать робу, не слушая доводы о том, что рабочий не может разгуливать по заводу в замшевой куртке. Однако такие эпизоды все же были исключением из правил – позже актеры рассказывали, что картина получилась такой светлой, потому что на съемочной площадке царила дружеская атмосфера и взаимопонимание. Актриса Нина Маслова вспоминала: «Компания у нас собралась потрясающая. Все молодые, весёлые. Хоть и жили в жуткой гостинице в Ярославле с колоссальным количеством тараканов, всё равно было хорошо. Помню, отмечали 9 Мая. А зарплату нам почему-то не успели заплатить. Походили по комнатам, пособирали с каждого буквально по копейке, но стол накрыли».


Кадр из фильма *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: aif.ru
На роль Ганжи пробы проходили Станислав Садальский, Александр Филиппенко и Юрий Векслер. Последний отказался участвовать в съемках и попросил свою жену Светлану Крючкову отвезти сценарий на киностудию. Там ее увидел режиссер и пригласил на репетицию. Так на роль Нелли Ледневой нашли актрису.


Светлана Крючкова в фильме *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: kino-teatr.ru
Режиссер планировал снять в этом фильме свою младшую дочь, Елену Кореневу, однако и этим планам не суждено было осуществиться. Позже актриса рассказывала: «Папа пробовал меня на роль Люськи – ветреной подружки танцора Генки Ляпишева. Но я решила, что не должна сниматься. Во-первых, думала, что не комедийная актриса. Во-вторых, объект моей любви ревновал к съёмкам и некоторым партнёрам. Папе я не говорила об этом. Рассказала о причинах отказа маме, и она меня поддержала. Сейчас я понимаю, какой это был идиотизм с моей стороны. Надо было пойти навстречу папе и не обижать его».


Кадр из фильма *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: aif.ru

Кадр из фильма *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: kino-teatr.ru
Дальнейшая судьба актера, для которого роль Нестора Петровича стала визитной карточкой, сложилась непросто. Михаил Кононов: «Играть нужно так, чтобы не было стыдно ни перед кем».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан